Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Первое заседание Совета по взаимодействию Общественной палаты Российской Федерации с общественными палатами субъектов

18 Апреля 2011

6 апреля 2011 года  в  Оющественной палате Российской Федерации прошло первое пленарное заседание Совета по взаимодействию Общественной палаты Российской Федерации с общественными палатами субъектов Российской Федерации. Общественную палату нашей области представляла на заседании Ольга Данилова, председатель комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства.

Первое заседание Совета по взаимодействию Общественной палаты Российской Федерации с общественными палатами субъектов

ПРОЕКТ

Рекомендации

пленарного заседания Совета по взаимодействию Общественной палаты РФ

с Общественными палатами (общественными советами) субъектов РФ

по вопросу «Гражданское общество и ЖКХ»

 

Заслушав и обсудив доклад по вопросу «Гражданское общество и ЖКХ», выступления членов совета по взаимодействию Общественной палаты РФ с Общественными палатами, представителей органов государственной власти, научного сообщества и общественности, участники заседания считают необходимым отметить, что за последние годы в стране начали решаться наиболее острые проблемы жилищно-коммунального хозяйства – одного из крупнейших сегментов российской экономики.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых в целом были выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилимы домами, финансового оздоровления организации жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Несколько возросла социальная активность институтов гражданского общества и неправительственных организаций, постепенно начали устраняться основные барьеры для развития личной инициативы и предпринимательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на принятые меры, уровень и качество жилищно-коммунальных услуг ни в коей мере не могут удовлетворить население, вызывая тем самым социальную напряженность и рост скрытого социального протеста.

Не достигнуты сегодня и конечные цели реформы жилищно-коммунального хозяйства, а именно, обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг, нормативной надежности системы коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда.

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни граждан и повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее важным и своевременным решать существующие проблемы в рамках федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

С одной стороны – это позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта в развитии и модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, создания благоприятного инвестиционного климата.

С другой стороны – такой подход позволит отслеживать соблюдение интересов общества и каждого гражданина, создать систему стандартов доступности жилищно-коммунальных услуг, обеспечить участие государства в управлении отраслью, а также активизировать роль общественных и некоммерческих организаций, осуществить образование и воспитание собственников жилых помещений в вопросах управления общим имуществом многоквартирных домов.

Принимая во внимание сказанное выше, а также поддерживая активную государственную политику в вопросах улучшения качества жизни населения страны и решения социальных проблем, участники пленарного заседания рекомендуют:

 

Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации:

1.    рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений:

  • в пункт 45 Федерального закона «О защите прав потребителей» следующее: «Поручить территориальным органам Росстандарта РФ проведение технической экспертизы количества и качества предоставляемых коммунальных услуг с осуществлением приборных замеров и составлением соответствующих актов»;
  • в Федеральный закон №261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» внести дополнение об установке общедомовых приборов учета коммунальных услуг за счет ресурса снабжающих организаций;
  • в Градостроительный кодекс Российской Федерации ст. 55, часть 3.1 дополнение об обязательном участии собственников жилья в осуществлении проверки соответствия построенного и капитально отремонтированного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство в градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта жилого строительства приборами учета, используемых энергетических ресурсов;
  • Федеральный закон «О потребительской корзине» привести в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 года по нормам потребления пищевых продуктов, предусмотрев в нем статью расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не ниже величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

2.    Участвовать в разработке и одобрить принятие Федерального закона «Об общественном контроле за расходованием средств на реформу ЖКХ».

 

Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопросы:

  • о разработке и принятии программы комплексной модернизации жилищно-коммунального комплекса на долгосрочный период. Рассмотреть и вынести на обсуждение в регионах РФ с участием Общественных палат вопрос о проведении капитальных ремонтов жилых домов за счет федеральных средств  с учетом софинансирования муниципалитетов и собственников жилых помещений на срок до 2030 года (до окончания ремонта всех домов, построенных до 2005 года);
  • о создании государственного предприятия с целью консолидированной закупки энергоресурсов для предприятий ЖКХ, в том числе для аккумулирования энергорезервов, организуя закупки в периоды снижения цен на рынке энергоресурсов;
  • о создании государственного «Банка ЖКХ» с регулируемыми государством ставками кредитования, что позволит получить стабильные инвестиционные потоки в отрасли жизнеобеспечения и создать систему контроля целевого использования денежных средств;
  • о разработке механизмов долгосрочного инвестирования в сектор ЖКХ и льготных условий кредитования.

 

Министерству экономического развития,

Министерству регионального развития Российской Федерации:

разработать и внести на утверждение:

  • новые стандарты благоустройства жилья и государственной программы поэтапного перехода на них;
  • правила и стандарты профессиональной деятельности управляющих жилой недвижимостью механизмы государственного контроля (надзора) выполнения данных правил и стандартов;
  • дополнительные контрольные функции жилищных инспекций за использованием и сохранностью жилищного фонда, за качеством, объемами и порядком предоставления коммунальных услуг, за соответствием многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности;
  • Предусмотреть прозрачность, достоверность и единообразие расчетов за жилищно-коммунальные услуги населению;
  • Изменить подход к регулированию тарифов на коммунальные услуги, устанавливая тарифы не менее чем на 3 года, предусмотреть в тарифе постоянную часть на текущий ремонт, содержание оборудования, сетей и переменную часть, непосредственно на энергоресурс. Возложить ответственность за обоснованность тарифа на ресурсоснабжающую организацию.

 

Министерству юстиции Российской Федерации:

  • предложить осуществить системную переподготовку судей в сфере ЖКХ, сформировав тем самым действенный институт защиты прав и интересов граждан.

 

Общественным палатам (Общественным советам)

регионов Российской Федерации:

  • способствовать взаимодействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц (поставщиков, исполнителей, потребителей жилищно-коммунальных услуг) в осуществлении реформ ЖКХ и повышении качества предоставляемых услуг;
  • осуществлять общественный контроль за целевым использованием денежных средств управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, за реализацией производственных и инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса;
  • развивать общественную экспертизу законодательства по вопросам улучшения качества жизни населения;
  • способствовать участию и объединению граждан в развитии жилищно-коммунальных услуг, проводя разъяснительную работу и организуя обучение собственников жилья.