Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Общественная экспертиза «нулевого чтения» проекта ФЗ №1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ

12 Октября 2020

Общественная экспертиза «нулевого чтения» проекта ФЗ №1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ

Общественная палата РФ совместно с Общественной палатой Вологодской области проводит общественную экспертизу «нулевого чтения» проекта ФЗ №1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ

Ваши предложения и замечания к законопроекту просим направить до 21 октября 2020 года по адресу электронной почты: opvo35@mail.ru (в редактируемом формате «Документ Word»).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- законопроект) предусматриваются изменения, направленные на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.
Законопроектом предусматривается единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.
В качестве критериев определения границ территории комплексного развития законопроектом предусматривается, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.
Законопроектом предусматривается следующее разграничение полномочий по принятию решений о комплексном развитии территории.
Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять Правительство Российской Федерации. Для указанных случаев Правительством Российской Федерации должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законопроектом также сохраняется предусмотренная действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории (за исключением случаев, когда в такую территорию включаются аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции).
Законопроектом предусматривается, что реализация решения о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий по осуществлению указанной деятельности созданной для этой цели специализированной организации. Ее организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.
Деятельность по комплексному развитию территории может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.
Законопроектом регулируются существенные условия договора о комплексном развитии территории, основные права, обязанности его сторон, а также их ответственность. В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории законопроектом предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, который подтверждается наличием полученных в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.
В целях обновления среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства законопроектом предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.
В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.
В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты Российской Федерации. Так, регионы будут вправе, в том числе: 1) определить содержание программ по сносу и реконструкции; 2) утвердить порядок ее формирования и утверждения; 3) определить источники финансирования программы; 4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при ее формировании и реализации; 5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы. В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых две трети собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях. Для выхода из программы достаточно более одной трети голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.
Законопроектом также предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.
Для нежилых объектов, в том числе объектов промышленного назначения, законопроектом предусматривается прекращение и переход прав на такие объекты по процедуре изъятия для государственных и муниципальных нужд, предусмотренной статьей 5612 Земельного кодекса Российской Федерации. В переходных положениях законопроекта определяется правовой статус ранее заключенных договоров о развитии застроенных территорий, договоров комплексного освоения территории и договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Законопроектом вводится норма о том, что указанные договоры сохраняют свое действие в соответствии с условиями этих договоров. Изменение и расторжение указанных договоров осуществляется в порядке, действовавшем на день их заключения
Реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Описание для анонса: