Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Общественная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» и статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

8 Октября 2020

Общественная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» и статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

Общественная палата РФ совместно с Общественной палатой Вологодской области проводит общественную экспертизу проекта федерального закона о внесении изменений в статью 1027748-7
«О внесении изменений в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» и статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

Ваши предложения и замечания к законопроекту просим направить до 14 октября 2020 года по адресу электронной почты: opvo35@mail.ru (в редактируемом формате «Документ Word»).

Текст законопроекта и иные дополнительные материалы размещены в Системе обеспечения законодательной деятельности по ссылке:https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027748-7.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"


Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) обусловлена истечением 31 декабря 2020 г. срока действия потребительской корзины, установленной Федеральным законом
"О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Исходя из анализа международного опыта законопроектом предлагается отказаться от устаревшего подхода к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода (далее - медианный доход) за предшествующий год.
Медианный доход - это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины - ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.
Предлагается устанавливать на федеральном уровне прожиточный минимум с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда - с учетом медианной заработной платы. Одновременно законопроектом предлагается обеспечить условие, что минимальный размер оплаты труда
не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения
на очередной год.
При определении величины соотношения прожиточного минимума
и медианного дохода предлагается исходить из международных стандартов европейских стран, темп роста прожиточного минимума на 2021 год заложить выше прогнозируемого уровня инфляции.
С 2021 года законопроектом предлагается установить соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного дохода в размере 44,2%, что составит 11 653 рубля в абсолютном выражении. По сравнению с прогнозируемой величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации за 2020 год рост составит 3,7%, что соответствует росту индекса потребительских цен за 2021 год по базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России.
Прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно (ранее - ежеквартально).
Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы в 2021 году составит 42% (12 792 рубля). По сравнению
с действующим минимальным размером оплаты труда (12 130 рублей) рост составит 5,5%. Такое увеличение минимального размера оплаты труда затронет 3,9 млн. человек (по оценкам).
Динамика изменения медианного дохода и медианной заработной платы в предыдущие годы показывает их ежегодное увеличение. В предлагаемой законопроектом модели величина прожиточного минимума и минимальный размер оплаты труда будут ежегодно увеличиваться на темп роста медианного дохода и медианной заработной платы. При этом будет неукоснительно выполняться конституционная гарантия - при новом подходе минимальный размер оплаты труда будет превышать величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
С целью гибкого реагирования на изменения социально-экономической ситуации предусматривается пересмотр соотношения прожиточного минимума и медианного дохода (44,2%) и соотношения минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы (42%) не реже 1 раза в 5 лет. Это дает возможность при росте экономики и доходов населения увеличивать указанное соотношение.
Величину прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионеров и детей в целом по Российской Федерации предлагается устанавливать Правительством Российской Федерации с учетом прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (в настоящее время определяются как стоимостное выражение потребительских корзин трудоспособного населения, пенсионеров и детей).
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, прожиточного минимума пенсионеров - 86%, прожиточного минимума детей - 97%. Эти соотношения были определены на основе потребительской корзины, рассчитанной с учетом рекомендаций по здоровому питанию Всемирной организации здравоохранения.  
В субъектах Российской Федерации прожиточный минимум на душу населения будет устанавливаться исходя из прожиточного минимума
на душу населения в целом по Российской Федерации (в настоящее время
определяется как стоимостное выражение региональной потребительской корзины). Коэффициенты соотношения величины прожиточного минимума
на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предлагается утверждать Правительством Российской Федерации.
На 2021 - 2025 годы законопроектом предлагается установить переходный период поэтапного доведения в субъектах Российской Федерации величин прожиточного минимума на душу населения, установленных на
2021 год, до величин, рассчитанных на основе коэффициентов соотношения,
в целях более равномерного распределения бюджетной нагрузки на субъекты Российской Федерации.
На 2021 год законопроектом предлагается величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливать в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за II квартал 2020 г. С 2022 года по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) величина прожиточного минимума на очередной год будет устанавливаться субъектом Российской Федерации на основании методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.


Описание для анонса: