Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Общественная экспертиза («нулевого чтения») проекта федерального закона 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

3 Октября 2020

Общественная экспертиза («нулевого чтения») проекта федерального закона 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Общественная палата РФ совместно с Общественной палатой Вологодской области проводит общественную экспертизу («нулевого чтения») проекта федерального закона 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»,
который 30 сентября 2020 года внесен Правительством РФ в Госдуму ФС РФ.

Ваши предложения и замечания к законопроекту просим направить до 8 октября 2020 года по адресу электронной почты: opvo35@mail.ru (в редактируемом формате «Документ Word»).

Текст законопроекта, пояснительной записки к нему и иные дополнительные материалы размещены в Системе обеспечения законодательной деятельности по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027743-7



Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее – Законопроект) подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и с учетом положений Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 326 (редакция от 29 мая 2020 года).
Положения Законопроекта соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ

Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее –прогноз).
Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:
отсутствие "второй волны" распространения новой коронавирусной инфекции в мире;
сокращение мирового ВВП в 2020 году (на 4,0 – 4,5% г/г), связанное с введением многими странами карантинных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции;
затяжной период восстановления глобальной экономики на фоне разрыва глобальных производственных цепочек и сохранения ограничений на деятельность ряда отраслей (туризм, авиаперевозки, общественное питание, сфера досуга и развлечений);
сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.
Прогноз сформирован с учетом влияния на экономическую активность реализации национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития, заданных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее – Указ № 474).
Прогноз учитывает проведение денежно-кредитной политики Банка России в рамках режима таргетирования инфляции на протяжении всего прогнозного периода, а также возобновление реализации бюджетной политики в соответствии с конструкцией "бюджетных правил" начиная с 2022 года.
Траектория развития на среднесрочный период будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами, характеризующимися высокой степенью неопределенности.
В условиях снижения мировой экономической активности и, как следствие, сокращения спроса на энергоносители, прогнозируется, что в 2020 году нефтяной рынок ожидает масштабное падение спроса. Прогноз предполагает, что до конца года добыча нефти будет производится в соответствии с текущими условиями сделки ОПЕК+, полное снятие ограничений ожидается только с мая 2022 года. Благодаря сокращению добычи нефти уже в 2021 году вероятно возникновение дефицита нефти, в результате чего прогноз предусматривает рост нефтяных котировок на среднесрочном горизонте. Однако динамика роста стоимости нефти марки "Юралс" предполагается сдержанной: 41,8 долл. США за баррель в 2020 году, 45,3 долл. США за баррель в 2021 году, 46,6-47,5 долл. США за баррель в 2022-2023 гг. Данная консервативная оценка связана с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации в значительном количестве стран и неопределенностью ее дальнейшего развития, а также ожидаемым слабым восстановлением спроса (в том числе со стороны транспортной отрасли с учетом сохранения ограничений на перемещения населения и развития дистанционных форм занятости).
Умеренное ослабление валютного курса ожидается на протяжении всего прогнозного периода (в 2021 г. до 72,4 руб./долл. США, в 2022 г. до 73,1 руб./долл. США, в 2023 г. до 73,8 руб./долл. США) и будет обусловлено, главным образом, инфляционным дифференциалом со странами – торговыми партнерами. При этом в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта.

Запаздывающая динамика увеличения заболеваемости от коронавирусной инфекции и, соответственно, более позднее введение карантинных мер в России по отношению к зарубежным странам, привели к тому, что негативные экономические последствия начали проявляться в России только к концу
I квартала 2020 года.
Благодаря реализации беспрецедентных по масштабам антикризисных мер, направленных на борьбу с распространением вируса, поддержку граждан и наиболее уязвимых отраслей и компаний, удалось:
не допустить неконтролируемого роста заболеваемости и смертности, что дало возможность для снятия ограничений;
избежать негативного развития ситуации на рынке труда (по сравнению с началом года уровень безработицы вырос на 1,7 п.п., поднявшись до 6,3% в июле (к примеру, в США показатель вырос на 11 п.п. до пиковых 14,4% в апреле));
обеспечить быстрое восстановление деловой активности в секторах, где деятельность приостанавливалась (объем потребительских расходов к концу августа устойчиво превышает докризисные уровни – спрос на непродовольственные товары значимо превышает уровни прошлого года (в т.ч. в связи с отложенным спросом), а спрос на услуги, несмотря на сохранение некоторых ограничений, восстановился до более 97% от докризисных значений).
В результате снижение ВВП во II квартале оказалось менее существенным, чем прогнозировалось ранее (сокращение ВВП составило 8,0%, итоговые данные оказались лучше прогнозов Минэкономразвития России
(-9,6%) и Банка России (-9-10%) и значительно ниже, чем в других странах
(-10,9% в странах ОЭСР, в том числе -22,1% г/г в Испании, -18,9% г/г во Франции, -17,7% г/г в Италии, -11,3% в Германии и -9,1% в США)).
В том числе благодаря показавшим свою эффективность антикризисным мерам поддержки, текущие прогнозные оценки ВВП предполагают менее динамичный спад, чем ожидалось ранее – при отсутствии новых эпидемиологических шоков снижение ВВП по итогам 2020 года оценивается на уровне -3,9%. Сокращение экономики прогнозируется менее глубоким, чем во многих странах: по оценкам МВФ по итогам 2020 года снижение ВВП в США составит 8%, в Германии – 7,8%, во Франции – 12,5%, в Великобритании – 10,2%.
В условиях снижения экономической активности в 2020 году ожидается сокращение реальных располагаемых доходов населения (-3,0%) в основном вследствие снижения доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Динамика реальных заработных плат замедлится, но останется в положительной области (+1,5% после +4,8% в 2019 году). Вследствие сдержанной потребительской активности во время эпидемиологических ограничений в целом за год оборот розничной торговли сократится на 4,2%, платные услуги населению – на 10,3%. Сдержанная потребительская активность (за исключением всплеска ажиотажного спроса в марте-апреле после объявления о введении режима самоизоляции) будет также оказывать сдерживающее влияние на динамику цен – по итогам 2020 года рост показателя оценивается на уровне 3,8%. Ограничительные меры и общая неопределенность негативно отразятся и на инвестиционных планах российских компаний – в 2020 году снижение инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 6,6%.
В 2021 году ожидается, что по мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции, темпы роста экономики ускорятся. В среднесрочной перспективе темпы роста ВВП постепенно стабилизируются на уровне 3,0% – 3,4%. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития (Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения и др.).
Восстановление экономики будет сопровождаться улучшением ситуации на рынке труда. К концу 2021 года численность занятых (по методологии МОТ) достигнет докризисного уровня 2019 года (в среднем за год – 71,7 млн чел.). По итогам 2021 года уровень безработицы составит 5,2%. Более динамичное снижение в краткосрочном периоде будет сдерживаться ростом структурной безработицы, связанной с перераспределением рабочей силы между секторами экономики (в том числе постепенным сокращением количества низкопроизводительных рабочих мест) в результате реализации мер экономической политики, направленных на трансформацию российской экономики (в том числе цифровизацию). После адаптации рынка труда к новым условиям в 2022 - 2023 годах уровень безработицы опустится до 4,7% и 4,6% соответственно.
На фоне повышения экономической активности и роста занятости в 2021 году ожидается восстановление реальных заработных плат (2,2%) и реальных располагаемых доходов населения (на 3,0%) с последующим их выходом на траекторию устойчивого роста на уровне 2,3–2,5% в 2022-2023 годах. Улучшение ситуации с доходами граждан будет способствовать устойчивому повышению потребительской активности в среднесрочной перспективе: после компенсационного роста в 2021 году (5,1% и 6,7% по розничной торговле и платным услугам населению соответственно) в среднесрочной перспективе оборот розничной торговли продолжит расти темпами 2,8–2,9%, объем платных услуг населению – 3,0–3,1%. Несмотря на восстановление потребительского спроса инфляционное давление в 2021 году останется сдержанным: инфляция на конец следующего года опустится до 3,7% г/г и впоследствии стабилизируется на целевом уровне.
Инвестиционная активность перейдет в фазу восстановления (3,9%, 5,3% и 5,1% в 2021-2023 годах соответственно), причем реализация инфраструктурных проектов с государственным участием обеспечит значительное увеличение вклада инвестиций в экономический рост. Более того, в 2022 году дополнительный вклад в ускорение инвестиций внесет окончание сделки ОПЕК+: увеличение объемов добычи нефти будет способствовать размораживанию инвестиций компаний, добывающих нефть и газ.

В 2021 – 2023 годах на фоне ожидаемого восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17 852,4 млрд. рублей в 2020 году до 18 765,1 млрд. рублей в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20 637,5 млрд. рублей в 2022 году (+10,0% к 2021 году) и 22 262,7 млрд. рублей в 2023 году (+7,9% к 2022 году). По отношению к ВВП в 2021 году доходы сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году, а затем будут постепенно расти до 16,6% ВВП в 2022 году и 16,8% ВВП в 2023 году.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2021 год прогнозируется в объеме 5 987,2 млрд. рублей (5,2% к ВВП). Объем базовых нефтегазовых доходов в 2021 году будет определяться без учета снижения объемов добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и составит 6 078,3 млрд. рублей. Таким образом, в 2021 году образуются недополученные нефтегазовые доходы в объеме 91,1 млрд. рублей. В 2022 и 2023 годах прогнозируемый объем нефтегазовых доходов составит 6 884,3 млрд. рублей (5,5% к ВВП) и 7 489,8 млрд. рублей (5,6% к ВВП), из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят  6 181,6 млрд. рублей и 6 702,5 млрд. рублей, дополнительные нефтегазовые доходы – 702,7 млрд. рублей и 787,3 млрд. рублей. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть – 43,3, 44,2 и 45,0 долл. США за баррель в 2021 – 2023 годах соответственно.
В 2021-2023 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета за счет принятия ряда мер по их мобилизации (модификация параметров режима НДД, актуализация параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору, повышение НДПИ на ряд прочих полезных ископаемых (многокомпонентные руды, руды черных и цветных металлов), повышение ставки акциза на табачную продукцию, переход к дополнительному обложению повышенного дохода физических лиц, введение НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам и зачисление соответствующих дополнительных доходов от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет, изменение законодательства в части налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения между Правительством Российской Федерации и другими государствами).
По нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% ВВП в 2020 году до 5,6% ВВП к 2023 году на фоне постепенного повышения цен на нефть и ожидаемого роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 года (после выполнения обязательств по их снижению в рамках соглашения ОПЕК+), а также с учетом изменения налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, что приведет к росту доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 году до 33,6% в 2023 году.
Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны – после разового увеличения в 2020 году до 11,9% по отношению к ВВП за счет поступления в федеральный бюджет части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России" (доля ненефтегазовых доходов без учета дохода от продажи акций ПАО "Сбербанк России" в 2020 году составит 10,9%), на протяжении 2021-2023 гг. доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП будет составлять 11,1%. Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов, как в номинальном, так и в реальном выражении, обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, мобилизацией доходов  и мерами, принимаемыми в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. При этом доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета будет ежегодно снижаться с 71,3% в 2020 году до 66,4% в 2023 году.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется снижение расходов федерального бюджета с 21,1% ВВП в 2020 году до 17,8% ВВП к 2023 году, что обусловлено увеличением в 2020 году бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий новой коронавирусной инфекции. Объем условно утверждаемых расходов составит 547,1 млрд. рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2022 году и 1 183,6 млрд. рублей (5,0% к общему объему расходов) в 2023 году.
В 2021 году объем дефицита федерального бюджета прогнозируется на уровне 2,4% ВВП, что обусловлено увеличением предельного объема расходов на 875 млрд. рублей, финансируемого за счет дополнительных заимствований, в целях продолжения реализации отдельных антикризисных мер. Начиная с
2022 года предельные расходы будут определены в соответствии с "бюджетными правилами". Дефицит федерального бюджета составит 1,0% ВВП в 2022 году и 1,1% ВВП в 2023 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет снижен до 6,7% ВВП в 2023 году (на 2,5 п.п. ВВП относительно 2020 года).

В 2021 году в связи с образованием недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета средства Фонда национального благосостояния в объеме 91,1 млрд. руб. будут использованы на финансирование дефицита федерального бюджета. Использование средств Фонда национального благосостояния на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, рассчитывается в размере 3,8 млрд. рублей. Вместе с тем с учетом курсовой разницы в 2021 году планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния с 12 447,5 млрд. рублей до 12 487,3 млрд. рублей.
В 2022 году не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета. На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, рассчитывается направить средства в размере 3,8 млрд. рублей. В 2022 году объем средств Фонда национального благосостояния с учетом курсовой разницы увеличится с 12 487,3 млрд. рублей до 12 638,2 млрд. рублей.
В 2023 году планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния с 12 638,2 млрд. рублей до 13 474,4 млрд. рублей, в том числе за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022 году.
На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, предусматривается направить средства в 2021 – 2023 годах в размере 3,8 млрд. рублей ежегодно.
В 2021 - 2023 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2021 года объем государственного долга Российской Федерации составит 23 552,8 млрд. рублей, 2022 года – 25 883,9 млрд. рублей и 2023 года – 28 407,4 млрд. рублей.
В общем объеме государственного долга Российской Федерации будет преобладать государственный внутренний долг Российской Федерации в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде. Так, в общем объеме государственного долга Российской Федерации его доля составит 77,8% в 2021 году, 79,3% в
2022 году и 80,8% в 2023 году.
Объем государственного долга Российской Федерации к концу 2023 года прогнозируется в объеме 21,4% ВВП.


далее по ссылке  https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027743-7




Описание для анонса: