Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Коронавирус для бизнеса

10 Марта 2020

Коронавирус для бизнеса

Газета "Премьер" №9 (1162) от 10 марта 2020 г. Текст - Дмитрий Катаев.


Массовое закрытие предприятий, резкое повышение цен на товары и услуги, подъём безработицы и рост социальной напряжённости — все эти «сюрпризы» ожидают Вологодскую область в 2021 году, когда в России прекратит своё действие единый налог на вменённый доход.

Вологодские предприниматели бьют тревогу: в следующем году объём налогов, которые им придётся платить, увеличится многократно.

Из-за этого многие компании, расположенные на территории нашего региона, разорятся и закроются, а оставшимся, чтобы избежать той же участи, придётся либо уходить в тень, либо сокращать персонал и повышать цены.

Такие опасения представители малого бизнеса озвучили в Обще­ственной палате Вологодской области, где 5 марта состоялось заседание комиссии по экономическим вопросам, посвящённое грядущей отмене единого налога на вменённый доход.

Хорошего понемногу

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) начал действовать в России в 1999 году. Вводился он специально для того, чтобы помочь развитию в стране малого бизнеса, и в целом свою задачу выполнил.

Более того, именно он помог многим предпринимателям успешно преодолеть тяжёлые последствия как печально знаменитого августовского кризиса 1998 года, так и ещё двух кризисов, пережитых отечественной экономикой уже в начале XXI века — в 2008-м и 2014 годах.

У ЕНВД оказалось очень много плюсов: он легко подсчитывается, платится раз в квартал, не требует ведения большого объёма отчётности и, что самое главное, невелик по размеру, а для подавляющего большинства индивидуальных предпринимателей это и было, и остаётся крайне важно.

Для регионов введение этого налога тоже стало определённым подспорьем: ЕНВД платится непосредственно в муниципальные бюджеты, где денег обычно крайне мало, поэтому с его появлением финансовые дела у многих городов и районов пошли чуть получше, чем раньше.

Тем интереснее, что при всём обилии достоинств, имеющихся у этого налога, федеральные власти уже не раз пытались его отменить — под предлогом, что он своё дело давно сделал и сегодня является анахронизмом. В результате несколько лет назад в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым действие ЕНВД продлевалось лишь до 2020 года включительно.

С 1 января 2021 года единый налог на вменённый доход прекращает своё действие по всей России, а предпринимателям, которые его платят, предписано выбрать иную систему налого­обложения.
Под давлением

«ЕНВД — одно из лучших творений налоговой системы нашего государства, — заявил на заседании комиссии по экономическим вопросам её председатель Ибадат Рзаев. — В своё время он дал многим предпринимателям возможность выйти из тени и существенно пополнить бюджеты муниципалитетов. Можно спрятать голову в песок и утверждать, что ничего не происходит, но на самом деле факт остаётся фактом: отмена ЕНВД приведёт к увеличению налоговой нагрузки на бизнес, и у нас создаются опасения, что многие предприниматели могут эту нагрузку не выдержать».

Согласно подсчётам, которые озвучил глава комиссии, даже при переходе с вменёнки на упрощённую систему налогообложения (УСН) — режим, который считается вторым наиболее благоприятным для бизнеса после ЕНВД, — налогообложение большинства вологодских предприятий вырастет в несколько раз.

В качестве наглядного примера Ибадат Рзаев привёл обычное вологодское кафе. По сравнению с 2020 годом, в 2021-м налоговая нагрузка на него увеличится (в зависимости от того, какой именно вариант УСН будет выбран и по какой ставке придётся платить) в самом лучшем случае в полтора раза, а в самом худшем — в 20 раз. В большинстве же вариантов налоговый гнёт на точки общепита должен возрасти в три-восемь раз.

В таких условиях большинство кафе, ресторанов и столовых Вологодчины будут вынуждены либо переходить на «серые схемы» работы, либо серьёзно повышать цены на услуги, либо вообще прекращать свою деятельность и самоликвидироваться.

Осторожно, бизнес закрывается

Впрочем, то же самое придётся делать и всем другим субъектам малого бизнеса, которые сегодня платят ЕНВД, а со следующего года перейдут на УСН, — от маленьких магазинов до крупных автосалонов.

«Организация, занимающаяся ремонтом и обслуживанием бытовой радиоэлектронной техники, которая платила ЕНВД 17 тысяч 740 рублей ежегодно, после перехода на УСН станет платить от 179 до 350 тысяч, в зависимости от того, какой объект налогообложения выберет, — заявил руководитель Череповецкого отделения Общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Игорь Истомин. — У парикмахерской, которая платила 22 тысячи 300 рублей, налог вырастет до 158–324 тысяч. Чудес не бывает: при таких налогах предприятия однозначно начнут закрываться».

Некоторые субъекты малого бизнеса, например, автосалоны с шоурумами, где происходит продажа автомобилей, в силу ряда обстоятельств вообще не смогут перейти на упрощёнку, а значит, станут платить государству по общей системе налогообложения.

В этом случае налог на них будет возложен вообще астрономический — одному из таких салонов придётся отчислять не 405 тысяч рублей в год, как сейчас, а более 4 миллионов.

«Такие расходы неизбежно будут переложены на конечного потребителя, — подчеркнул Игорь Истомин. — Бизнесу их просто не вытянуть».

Регион смертников

Между тем Вологодская область уже попала в десятку регионов с самой высокой «смертностью» бизнеса. Про­изошло это после того, как эксперты аудиторско-консалтинговой компании «ФинЭкспертиза» посчитали количество действующих и количество закрывшихся компаний в каждом субъекте РФ в 2019 году, а затем сравнили их количество (впрочем, в данном подсчёте не участвовали государственные и муниципальные предприятия).

Выяснилось, что в нашем регионе соотношение действующих и ликвидированных компаний составило 4,5 к 1, то есть свою работу на Вологодчине в прошлом году прекратило как минимум каждое пятое коммерческое предприятие. В итоге область вошла в десятку регионов с наиболее высокой «смертностью» бизнеса, заняв там восьмое место.

Лидером «рейтинга смертников» стала Москва, где в 2019 году закрылась каждая четвёртая компания. Помимо российской столицы, нас обог­нали Ставропольский и Краснодарский края, Мурманская, Еврейская автономная и Ярославская области, а также Республика Марий Эл, где предприятия в прошлом году закрывались ещё активнее.

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» отчасти подтверждает данные «ФинЭкспертизы». Согласно его данным, за прошедший год число предприятий в Вологодской области действительно уменьшилось — с 53 тысяч 659 субъектов МСП по состоянию на 10 января 2019 года до 51 тысячи 434 по состоянию на 10 января 2020 года.

«Чтобы дать объективный комментарий по этому поводу, недостаточно данных. Нужно знать методику исследования, — сообщила «Премьеру» исполнительный директор областной «Опоры России» Светлана Куликова. — Сейчас мы пока не замечаем какого-либо резкого уменьшения числа малых предприятий в Вологодской области. Предприятия закрываются регулярно — к примеру, налоговая ведёт активную политику по ликвидации субъектов бизнеса, которые фактически не ведут свою деятельность, закрывая их автоматически. Или, может быть, попадание нашего региона в рейтинг связано с тем, что у нас стали чаще банкротиться предприятия из других субъектов РФ. Поэтому рассуждать в духе «Шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает» не стоит».

Впрочем, отметила она, благополучной ситуацию с малым и средним предпринимательством на Вологодчине назвать тоже нельзя: многие владельцы бизнеса действительно задумываются о закрытии своего дела — особенно после грядущей отмены ЕНВД.

Отменить нельзя оставить

Представители власти, присутствовавшие на заседании: сенатор Елена Авдеева, заместитель губернатора Валентина Артамонова и депутат регионального Законодательного собрания Андрей Подволоцкий — пообещали предпринимателям свою помощь. Правда, при условии, если те предоставят им точные расчёты по каждой отрасли вологодской экономики: сколько именно налогов платит предприятие — среднестатистический представитель этой отрасли сейчас и сколько будет платить в 2021 году.

Это предложение вызвало у представителей бизнеса недоумение: не­ужели государство, затеявшее отменить ЕНВД, не сделало такие расчёты заранее? В противном случае получается, что изменения, внесённые в налоговое законодательство, были изначально не продуманы их авторами как следует.

Не понравилось предпринимателям и то, что чиновники с депутатами даже не рассматривали возможность предотвратить сомнительную реформу и оставить людям столь любимую ими вменёнку. Вместо этого они, используя уклончивые формулировки, предлагали иные варианты: перенести отмену ЕНВД на более далёкую перспективу, предусмотреть льготы отдельным категориям плательщиков и т.д.

«Полтора месяца назад Правительство России ушло в отставку, и это является доказательством провала политики, которую оно проводило, — заметил один из вологодских бизнесменов. — Может быть, имеет смысл признать, что его инициатива по отмене ЕНВД тоже оказалась неверной, а значит, этот налог нужно сохранить?»

Описание для анонса: