Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

«Общественные советы осознают свое значение»

13 Декабря 2017

«Общественные советы осознают свое значение»

Завтра, 14 декабря, в Вологде пройдет региональный Гражданский форум «Общественные советы и НКО - основа развития гражданского общества». О том, какую роль стали играть сегодня общественные советы, мы говорим с лидером областной Федерации профсоюзов, заместителем председателя Общественной палаты области Валерием Калясиным.

- Уходящий год для Общественной палаты области прошел под знаком общественных советов. Почему именно это направление было выбрано в качестве одного из приоритетных? 

- Мы взялись за эту работу, поскольку, на наш взгляд, эти организации являются особыми институтами как по способу формирования, так по полномочиям и функциям, которые на них возлагаются. Обеспечить взаимодействие гражданского общества, общественных организаций, населения с органами власти местного, регионального или федерального уровней непросто. Вот эту задачу и должны решать общественные советы. Для чего это нужно? Чтобы мнение граждан и их позиция всегда учитывались органами власти при разработке различных программ социально-экономического развития и их реализации, а также при принятии управленческих решений.
В нынешнем году Общественная палата сделала пять выездных заседаний в районы области. Речь шла в первую очередь о том, как наиболее эффективно обеспечить диалог власти и гражданского общества. А также о том, как обеспечить общественный контроль органов муниципальной власти. Мы убедились, что некоторые общественные советы работают фактически как общественные организации, при этом упускают из вида контрольную функцию. А этим делом нужно обязательно заниматься. Кроме того, перед каждым выездом мы проводили опросы общественного мнения. И примерно половина населения о деятельности общественных советов ничего не знает. Все это от недостатка информации.

68 общественных советов, сформированных при органах власти, а также некоммерческих организациях и бизнесе, примут участие в форуме. 

Как правило, в состав общественных советов включаются наиболее авторитетные люди, профессиональные, знающие, лидеры общественного мнения. А вместе работать эффективно у них не всегда получается. Многое зависит от председателя общественного совета. Но играет роль и другой фактор. Если человек уже давно работает начальником, то втягиваться в ежедневную черновую работу ему бывает очень сложно. Хотя абсолютное большинство членов общественных советов с полной ответственностью выполняют свои обязанности. 

- Насколько независимы и самостоятельны сегодня общественные советы, которые должны высказывать свою точку зрения и выражать интересы жителей по самым разным вопросам?

- Расскажу на примере Кадуйского района. Общественный совет там состоит из профессиональных людей, часть из которых отработали в органах исполнительной власти и Представительном Собрании. В своей деятельности совет бывает очень даже «колючим» в нужное время и нужном месте. Они работают по всем направлениям - патриотическое воспитание, социальная политика, хозяйственные вопросы, благоустройство. В Год экологии они организовали проведение многочисленных субботников, и население их в этом поддержало. И главе приходилось реагировать на замечания общественников.
Достаточно независимую позицию занимает общественный совет в Нюксенском районе. Мы увидели, как общественный совет Кичменгско-Городецкого района, обсуждая проблемы содержания дорог, критично и по-деловому спрашивал с тех руководителей, которые отвечают за эту сферу. Очень интересно работает общественный совет в Верховажье. Он тоже взял за основу экологическую тематику, организовал посадку кедровой рощи, восстановил работу двух школьных лесничеств и так далее. Естественно, и население, и районные власти с советом считаются. Вопрос взаимоотношений общественных советов и органов местного самоуправления, конечно, есть. Сам способ формирования совета, когда часть его представителей предлагает глава, часть - представительный орган и общественные организации, накладывает отпечаток на их взаимодействие. Достаточно вспомнить, в каких спорах формировался новый общественный совет в Великом Устюге. 

- Это может свидетельствовать о том, что это не просто декоративный орган?

- Совершенно верно. Общественный совет наделен определенными полномочиями контролировать деятельность администрации, главы, любого руководителя муниципальной организации. Он имеет право проводить проверки, давать экспертные оценки. Поэтому роль общественных советов будет расти. 

- Как строится взаимодействие советов с Общественной палатой области?

- Когда мы взялись за повышение активности общественных советов в районах, то скорректировали и нашу деятельность. Каждый член Общественной палаты курирует определенный общественный совет на местах и с ним взаимодействует. Кроме того, наши выездные совещания как раз и призваны обеспечить эффективную обратную связь. Ну, и мы используем сегодня современные коммуникации для того, чтобы системно взаимодействовать с общественными советами в виде совещаний в режиме видео-конференц-связи, на которых обсуждаем актуальные направления деятельности как областной Общественной палаты, так и общественных советов на местах. Немало зависит и от позиции губернатора. И если глава региона говорит о том, что Общественная палата необходима для улучшения взаимодействия органов власти и общества, то и на местах, и в департаментах реагируют на это соответствующим образом. 

- В 2018 году Общественная палата планирует сделать акцент на взаимодействие с НКО. По каким направлениям будет вестись эта работа? И если государство говорит о необходимости передачи на уровень некоммерческих организаций социальных функций, то понятно ли уже, как это будет осуществляться?

- Мне как руководителю областной Федерации профсоюзов эта тема хорошо знакома. В советское время профсоюзы выполняли совершенно конкретные государственные функции: управляли фондом социального страхования, надзирали за трудовым законодательством наравне с прокуратурой, контролировали выдачу больничных листов, активно занимались вопросами охраны труда и техники безопасности. И у нас было право остановить любое предприятие и наказать руководителя, если эти требования не соблюдались. Поэтому передачу таких функций я считаю возможной. 

- А как будет финансироваться эта деятельность? Получается, что нужно эти деньги у кого-то забрать?

- Сегодня выстроена система грантов, как президентских, так и региональных. И наиболее активные НКО на этом живут и выполняют конкретные функции по обучению, воспитанию, работе с инвалидами, малоимущими гражданами, бездомными и так далее. Ведь это тоже государственные функции. Но часть из них могут брать на себя общественные организации. Нерешенных проблем много, и у государства просто до всего не доходят руки. К тому же существуют и определенные бюрократические проволочки. А через общественные организации решать эти вопросы бывает значительно проще и быстрее. Но надо общественников научить, как получать эти гранты. Не только написать программу, под которую дадут деньги, но и реализовать ее. И контроль за тем, как выполняются условия грантов, лежит на Общественной палате. 

Вологодская областная газета "Красный Север"