Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Общественный наблюдатель: обеспечить чистые выборы

Общественный наблюдатель: обеспечить чистые выборы 13 Марта 2018 Интервью председателя Общественного совета Кирилловского муниципального района Владимира Шачина, данное им районной газете «Новая жизнь»

В этом году выборы Президента Российской Федерации впервые пройдут при активном участии общественности. Общественные наблюдатели, среди которых нет чиновников, госслужащих и граждан с судимостью, будут работать на всех избирательных участках Российской Федерации, в том числе Вологодской области и Кирилловского района.

Кто такой общественный наблюдатель, как им стать и какова его роль на выборах, мы узнали у председателя Общественного совета Кирилловского района Владимира Павловича Шачина.

– Владимир Павлович, расскажите нашим читателям о нововведении выборов 2018 года: кто такие общественные наблюдатели и чем они отличаются от уже привычных всем наблюдателей?

– Как правило, наблюдатели – это граждане с активной жизненной позицией, которым небезразлична своя судьба и судьба страны, в которой они живут. Ранее наблюдателя вправе был назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, а также каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Само собой, они поддерживали того или иного кандидата. Сейчас, после внесения изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», наблюдателем можно стать также и от субъекта общественного контроля, то есть от Общественной палаты Российской Федерации или Общественной палаты региона. Кандидатуры для формирования корпуса общественных наблюдателей района представляются в Общественную палату области из числа жителей по рекомендации районного Общественного совета. Отмечу особо, что общественные наблюдатели не являются представителями ни кандидатов, ни политических партий. Они – независимы и призваны проводить общественный контроль реализации избирательных прав граждан.

– Кто может быть общественным наблюдателем?

– Общественным наблюдателем на выборах при желании может стать любой россиянин, достигший совершеннолетия, место его жительства не имеет никакого значения. Однако претендентами на роль наблюдателя не могут быть государственные и муниципальные служащие, представители политических партий, люди, имеющие непогашенную судимость. Что же касается механизма получения статуса общественного наблюдателя, то гражданин, желающий стать наблюдателем, должен обратиться в Общественный совет района. Ему дадут анкету, он её заполнит, определив для себя избирательный участок, и впоследствии Общественная палата будет рассматривать его заявку. Есть и другой механизм. Заявку в режиме онлайн можно подать на сайте Общественной палаты Российской Федерации. Отбор общественных наблюдателей будет вестись вплоть до дня голосования. Но надо понимать, что не все, кто подал заявки, смогут стать наблюдателями.

– Сколько общественных наблюдателей может находиться на одном избирательном участке в день выборов?

– Закон говорит о том, что субъект общественного контроля может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочерёдно осуществлять наблюдение за проведением голосования. В Кирилловском районе 21 избирательный участок, на каждом из которых в день выборов будут работать общественные наблюдатели. На сегодняшний день их корпус сформирован в количестве 30 человек. На избирательных участках города планируется по два наблюдателя, а на селе – по одному.

– Главный вопрос – как вести себя наблюдателю на избирательном участке, на что у него есть право, а как он действовать не должен?

– Во-первых, каждый гражданин, осуществляющий общественный контроль избирательного процесса, должен получить соответствующее направление Общественной палаты на конкретный избирательный участок и прийти на него до восьми часов утра с паспортом гражданина Российской Федерации. Во-вторых, присутствующий на избирательном участке во время выборов наблюдатель обладает целым рядом прав. Он может наблюдать за процессом голосования, подсчётом голосов и тем, как вышестоящая избирательная комиссия будет принимать протокол об итогах голосования, а также указывать на нарушения в письменной форме и фиксировать происходящее на фото и видео, уведомив об этом председателя участковой избирательной комиссии. Также у наблюдателя есть право обращаться в вышестоящие избирательные комиссии и подавать заявление в судебные органы. В-третьих, для наблюдателя есть и ограничения. К примеру, ему запрещено прикасаться к бюллетеням, а также агитировать за определённого кандидата (впрочем, последнее в день выборов не разрешено никому). Те, кто нарушит данные правила, могут быть удалены с участка членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подчеркну, что алгоритм действий общественных наблюдателей прописан в памятке наблюдателя и «золотом стандарте» общественного наблюдателя. Эти два документа призваны помочь общественникам детально разобраться с той миссией, которая будет на них возложена 18 марта. Эти материалы находятся в открытом доступе на сайтах Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Вологодской области и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

– Возможно ли без специального обучения подготовить грамотного наблюдателя?

– Общественное наблюдение на выборах – это направление новое. Наблюдатели должны быть предельно объективными и должны обеспечивать прозрачность выборов, поэтому все те, кто впервые будет выступать в качестве наблюдателя на выборах в марте 2018 года, должны быть обучены. И обучение уже началось. Так, 22 февраля Общественная палата Вологодской области в режиме видеоконференцсвязи провела семинар для наблюдателей, где им рассказали об особенностях работы на избирательных участках и ответили на возникшие вопросы. Кроме того, в ближайшее время планируются зональные обучающие семинары на местах, в районах, где наблюдателей обучат всем тонкостям этого статуса, рассмотрят ситуации, которые могут возникнуть на избирательном участке, объяснят, как нужно себя вести во внештатных ситуациях. Все наблюдатели уже получили методические рекомендации с разъяснением их прав и обязанностей. Конечно, наблюдателям необходимо самым тщательным образом изучить действующее законодательство, особенно в части, касающейся проведения выборов.

– Спасибо Владимир Павлович за подробные ответы на поставленные вопросы.

В заключение отметим, что подготовка таких неполитизированных наблюдателей даст возможность получить объективную картину происходящего на избирательных участках и сделать выборы прозрачными и легитимными.

Подготовила Светлана ШАЛКИНА


Возврат к списку