Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Минюст: с 1 ноября 2017 года для администрирования арбитража необходимо право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения

1 Декабря 2017

Минюст: с 1 ноября 2017 года для администрирования арбитража необходимо право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области доводит до сведения некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Вологодской области, следующую информацию.

Для администрирования арбитража с 1 ноября 2017 года необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Двум арбитражным институтам данное право предоставлено федеральным законом, остальным учреждениям оно предоставляется актом Правительства российской Федерации.

В настоящее время только четыре арбитражных учреждения имеют право администрировать арбитраж:

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей;

Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации Институт современного арбитража.

Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могу осуществлять эту деятельность. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. 

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации будет размещать информацию о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (вкладка "Деятельность в сфере третейского разбирательства").

Вынесенные после 1 ноября 2017 года решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом. Согласно нормам процессуального законодательства Российской Федерации, указанное может являться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения. 

Внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый Государственный реестр юридических лиц, реестр акционеров общества) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В отсутствие исполнительного листа изменения в юридически значимые реестры вноситься не могут.

По спорам, которые были начаты в учреждении до 1 ноября 2017 года, все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.

После 1 ноября 2017 года часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждения, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Обращаем внимание на то, что в связи с истечением переходного периода высока вероятность использования мошеннических схем, направленных на обход положений федерального закона. Призываем физические и юридические лица проявлять осмотрительность при обращении к лицам, указывающим на то, что они являются третейскими судьями. Рекомендуем проверять информацию о таких лицах на официальных сайтах арбитражных учреждений, получивших право администрировать арбитраж. Кроме того, следует внимательно знакомиться с документами, которые следует подписать в процессе заключения арбитражного соглашения.

При обращении в какое-либо учреждение рекомендуем проверять, были ли правила этого учреждения депонированы в Министерстве юстиции Российской Федерации на официальном сайте Министерства, поскольку арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, на любом из этапов не может администрироваться организацией, не получившей соответствующего права. 



Описание для анонса: