Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

АНАЛИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ»

8 Ноября 2011

1. Основные параметры областного бюджета на 2012 – 2014 гг. [1]

 

Законопроектом предусмотрены следующие основные параметры областного бюджета на трехлетний период (табл. 1). По прогнозам, совокупные доходы в 2012 г. будут ниже не только докризисного уровня, но и уровня 2010 г. Только в 2013 – 2014 гг. объём как общих, так и собственных доходов превысит показатели 2008 – 2011 гг.

Таблица 1

Основные параметры областного бюджета, млрд. руб.

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доходы, всего

39,5

31,2

36,1

40,3

34,6

41,0

43,4

в % к предыдущему году

125,5

79,0

115,7

116,3

85,9

118,5

105,8

в том числе налоговые и неналоговые доходы

34,4

19,0

25,8

30,9

30,1

38,1

40,7

в % к предыдущему году

128,9

55,2

135,8

119,8

97,4

126,6

106,8

Расходы

39,1

37,7

43,1

46,9

39,0

36,2

38,5

в % к предыдущему году

121,0

96,5

114,3

108,8

83,2

92,8

106,4

Дефицит-, профицит+

+0,4

-6,5

-7,0

-6,6

-4,4

+4,8

+4,9

в % к собственным доходам

+1,2

-34,1

-27,3

-21,3

-14,7

+12,6

+12,0

 

Расходы областного бюджета после их увеличения в 2011 г. сократятся за три года с 47 до 38 млрд. руб. За счет снижения расходов дефицит бюджета в 2012 г. уменьшится в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. В последующие два года исполнение регионального бюджета планируется с профицитом.

Что касается доходов консолидированного бюджета Вологодской области, то их абсолютный объем восстановится с докризисным периодом уже в 2012 г. Однако рост реальных доходов будет незначительным и даже в 2014 г. не достигнет уровня 2008 г. (табл. 2).

В 2012 – 2014 гг. прогнозируется снижение расходов консолидированного бюджета, в реальном выражении они составят 75% от объема 2008 г. На этом фоне ожидается профицит территориального бюджета, начиная с 2012 г.

Таблица 2

Основные параметры консолидированного бюджета Вологодской области, млрд. руб.

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доходы

51,1

40,1

46,2

46,8

51,4

55,6

58,6

Доходы в реальном выражении, % к 2008 г.

100,0

72,2

76,4

72,7

75,3

77,0

77,5

Расходы

50,6

46,6

53,0

54,3

49,5

50,9

54,1

Расходы в реальном выражении, % к 2008 г.

100,0

84,7

88,6

86,7

73,3

72,7

75,1

Дефицит-, профицит+

+0,5

-6,5

-6,9

-8,5

+1,8

+3,7

+2,4

 

2. Доходы областного бюджета

 

Основными источниками доходов областного бюджета в ближайшие три года останутся налоговые поступления, причем они будут формировать более 90% доходной части бюджета. Это самый высокий показатель, начиная с 2000 г. (в 2004 г. – 88%). Доля неналоговых платежей, игравших и без того несущественную роль в мобилизации доходов областной казны, составит в 2014 г. чуть более 1%. Резко сокращается объем финансовой помощи из федерального бюджета, ее удельный вес в 2013 – 2014 гг. составит всего 7% против 23% в 2011 (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура доходной части областного бюджета в 2008 – 2014 гг., %

 

Новый бюджет не предусматривает структурных изменений налоговой базы. Две трети налоговых поступлений в региональный бюджет по-прежнему будут обеспечивать налог на прибыль и НДФЛ (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Динамика и структура налоговых доходов областного бюджета, млн. руб.

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Налоговые доходы, всего

33627

18243,5

25627,5

30084,3

29564

37613

40209

налог на прибыль

20844

4807

10766

13570,9

10481

16090

16856

удельный вес, %

52,7

15,4

29,9

33,7

30,3

39,2

38,8

НДФЛ

7806

7343,5

7890

8904

9683

10539

11476,5

удельный вес, %

19,7

23,5

21,9

22,1

28,0

25,7

26,4

акцизы

1897

2413

2990

3201

3726

4477

4924

удельный вес, %

4,8

7,7

8,3

7,9

10,8

10,9

11,3

налог на совокупный доход

711

741

926

660

679

803

959

удельный вес, %

1,8

2,4

2,6

1,6

2,0

2,0

2,2

налоги на имущество

2342

3010

3022

3684

4925

5633

5920

удельный вес, %

5,9

9,6

8,1

9,1

14,2

13,7

13,6

 

В предстоящей трехлетке в связи с низкими темпами роста прибыли кризисный спад поступлений налога на прибыль так и не восстановится. По прогнозам, прибыль прибыльных предприятий в 2012 г. сократится на 20,6% к уровню прибыли в 2011 г. и будет меньше прибыли, полученной в 2010 г. (табл. 4).

Таблица 4

Динамика прибыли прибыльных предприятий

Период

Российская Федерация

Вологодская область

Млрд. руб.

В % к предыдущему году

Млрд. руб.

В % к предыдущему году

Фактически

2008 г.

7050

85,7

99,5

122,7

2009 г.

7570

107,4

22,6

22,7

2010 г.

9205

121,6

47,6

210,6

Прогноз

2011 г., (прогноз на 2011-2013 гг.)

9035

98,2

53,0

111,3

2011 г., оценка

11690

127,0

53,0

111,3

2012 г., (прогноз на 2011-2013 гг.)

9850

109,0

56,4

106,4

2012 г., (прогноз на 2012-2014 гг.)

12060

103,2

42,1

79,4

2013 г.

12725

105,5

68,2

162,0

2014 г.

13875

109,0

72,1

105,7

 

Первоначально, в бюджете на 2011 – 2013 гг. предусматривался рост прибыли в 2012 г. на 6,4%, поэтому довольно существенное ее снижение трудно объяснить, тем более на фоне хотя и незначительного, но повышения цен на продукцию основных плательщиков налога на прибыль в Вологодской области (табл. 5). Наоборот, совершенно непонятны факторы роста прибыли в 2013 г. в 1,6 раза. Материалы, представленные к законопроекту, не содержат причин снижения прибыли в 2012 г. и ее резкого роста в 2013 г. Российский прогноз предусматривает положительную динамику прибыли в 2012 г.

Таблица 5

Цены на продукцию металлургического и химического производства

Показатели

2010 г., факт

2011 г., оценка

Прогноз

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Металлургическое производство

Внутренние цены, тыс. руб./т

20,7

23,5

23,6

24,5

27,0

Экспортные цены, долл./т

556

750

764

780

859

Химическое производство

Внутренние цены, тыс. руб./т

8,0

10,3

10,9

11,5

12,6

Экспортные цены, долл./т

347

470

496

524

570

Источник: данные Министерства экономического развития РФ.

 

В результате прогнозируемого уменьшения прибыли поступления налога на прибыль в 2012 г. сократятся на 23% по сравнению с 2011 г.  Объемы налога на прибыль по сравнению с бюджетом, утвержденным на 2011 – 2013 гг., уменьшены на 1,7 млрд. руб. (табл. 6). В среднем по стране прогнозируется рост поступлений налога на прибыль организаций в 2012 г. на 10% к уровню предыдущего года.

Таблица 6

Поступления налога на прибыль

Показатели

2011 г.

2012 г.

Проект 2011 – 2013 гг.

Оценка

Изменения

Проект 2011 – 2013 гг.

Проект 2012 - 2014 гг.

Изменения

Объем налога на прибыль, млн. руб.

11410,5

13570,9

+2160,4

12228,9

10481,0

-1747,9

В % к предыдущему году

106,0

108,2

+2,2

107,2

77,2

-30,0

 

В целом налогоплательщики металлургической и химической отраслей промышленности будут обеспечивать почти 60% поступлений налога на прибыль в областную казну (табл. 7).

Таблица 7

Поступления налога на прибыль от металлургического

и химического производства, млрд. руб.

Показатели

Фактически

2001 г., оценка

2014 г.,

прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Налог на прибыль, всего

20,8

4,8

10,8

11,6

16,9

- металлургическое производство*

11,1

0,4

4,3

5,0

6,4

удельный вес, %

53,4

8,3

39,8

43,1

37,9

- химическое производство

5,0

0,8

1,7

2,8

3,3

удельный вес, %

24,0

16,7

15,7

24,1

19,5

             * ОАО «Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь».

 

При этом основное бюджетоообразующее предприятие – Череповецкий металлургический комбинат – по абсолютному объему налога на прибыль не выйдет на докризисный уровень.  Данное обстоятельство во многом связано с высокой долговой нагрузкой комбината, обусловленной эскалацией заимствований в период 2008 – 2010 гг. Только в 2009 – 2010 гг. расходы на обслуживание долговых обязательств снизили налогооблагаемую прибыль почти на 20 млрд. руб. (табл. 8).

Таблица 8

Долговая нагрузка ОАО «Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь», млрд. руб.

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Январь-июнь 2011 г.

Задолженность по кредитам и займам, всего

26,2

127,2

141,1

147,8

137,6

В том числе по долгосрочным кредитам и займам

  21,9

 109,3

 122,9

 107,1

92,9

Процентные платежи

2,4

4,7

8,8

10,8

5,0

Источник: годовая отчетность ОАО «Северсталь» / Электронный ресурс. – Режим  доступа: http://www.severstal

 

Кроме того, на ухудшении финансовых результатов деятельности ОАО «Северсталь» в 2008 – 2010 гг. сказались масштабные приобретения убыточных активов на западных рынках, которые впоследствии содержались главным образом за счет средств головной компании. При имеющейся задолженности по платежам в бюджет значительные средства отвлекались на выдачу займов аффилированным лицам, а расходы на выплату дивидендов собственнику «Северстали» в 2008 и 2010 гг. составили более 31 млрд. руб.[2]

Пояснительная записка к проекту закона области содержит ссылку на то, что в расчете налога на прибыль учтены дополнительные поступления от гашения недоимки прошлых лет, однако сумма учтенной недоимки не указана. Между тем по данным департамента финансов, недоимка по налогу на прибыль на 01.07. 2011 г. составила 473 млн. руб., а совокупная задолженность по уплате налога на прибыль, возможная к взысканию, судя по данным ФНС, на 01.10. 2011 г. составляет 670,6 млн. руб.

Законопроект не предусматривает существенных изменений динамики подоходного налога, его поступления составят 26-28% доходной части областного бюджета. Ежегодный прирост НДФЛ планируется на уровне 8,8%, что соответствует темпам прироста фонда заработной платы. При этом стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты уменьшат фонд заработной платы для целей налогооболожения на 6,7 млрд. руб. По уровню средней заработной платы Вологодская область существенно отстает от среднероссийских показателей, причем это отставание ежегодно усиливается. В 2012 г. разрыв между областным и среднероссийским показателем заработной платы составит 4,2 тыс. руб., а в  2014 г. он увеличится до 6,1 тыс. руб. (табл. 9).

Таблица 9

Динамика номинально начисленной средней заработной платы,

тыс. руб. на одного работника

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Вологодская область

16,1

16,6

18,5

20,6

22,3

24,2

26,2

Российская Федерация

  17,3

  18,6

  21,2

   23,9

  26,5

  29,3

  32,3

Разрыв уровня заработной платы

между  областью и РФ:

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

1,2

2,0

2,7

3,3

4,2

5,1

6,1

%

6,9

10,8

12,7

13,8

15,8

17,4

18,9

 

Прогнозируется существенное увеличение акцизов – в 2014 г. их номинальный объем вырастет в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. В соответствии с изменениями федерального законодательства доля акцизов, остающаяся в региональных бюджетах, снижается с 77 до 72%. В результате выпадающие доходы областного бюджета составят за три года порядка 6 млрд. руб. или 45% от суммы поступлений акцизов на алкоголь и нефтепродукты.

В ближайшие три года ожидается довольно существенный рост региональных налогов, как по объему, так и по удельному весу. В 2014 г. поступления региональных налогов составят почти 6 млрд. руб. против 3,7 млрд. руб. в 2011 г., а их доля в доходной части бюджета увеличится с 9 до 14%. Одним из главных факторов роста региональных платежей станет поэтапная отмена льгот по налогу на имущество организаций, начатая Правительством области с 01.01. 2010 г. (табл. 11).

Таблица 11

Налоговые льготы, предоставленные по

региональному законодательству Вологодской области

Виды налогов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Млн. руб.

В % к объему поступлений

Млн. руб.

В % к объему поступлений

Млн. руб.

В % к объему поступлений

Региональные налоги, всего

2914,7

139,3

2513,9

83,5

2444,0

80,9

налог на имущество организаций

2879,3

150,7

2480,5

89,8

2412,2

86,5

транспортный налог

35,4

19,6

33,4

13,8

31,8

13,5

Источник: данные УФНС по Вологодской области.

 

Начиная с 2012 г., в области будут действовать только две льготы по имущественному налогу – для сельхозпроизводителей и организаций, участвующих в региональной инвестиционной программе. В результате отмены льгот дополнительные доходы областного бюджета составят в 2012 г. 1,4 млрд. руб.

В 2012 г. показатели по поступлению неналоговых доходов без объяснения причин прогнозируются со снижением к уровню исполнения за 2011 г. на 302,6 млн. руб. или на 36% (табл. 12). Очевидно, что такое снижение неналоговых платежей связано с падающей эффективностью использования органами власти своего имущества.

Таблица 12

Неналоговые доходы областного бюджета, млн. руб.

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Неналоговые доходы, всего

811,1

776,7

648,2

839,8

537,2

523,4

540,9

в % к предыдущему году

105,6

95,8

83,5

130,0

64,0

101,7

103,5

- доходы от использования имущества

206,1

140,5

157,4

225,1

145,8

147,1

150,0

- платежи при пользовании природными ресурсами

320,6

292,3

253,8

386,2

313,7

331,2

347,4

- доходы от оказания платных услуг

52,5

59,8

78,3

78,9

11,1

10,3

10,3

- доходы от продажи активов

33,6

66,8

140,6

131,6

53,0

20,2

20,2

- штрафы, санкции

11,3

14,2

13,3

12,1

8,8

9,0

9,3

 

Уже стало традицией формировать региональные бюджеты без распределения в федеральном бюджете трансфертов субъектам Российской Федерации. В результате объемы безвозмездных поступлений, прежде всего субсидий, в течение финансового года многократно увеличиваются. По предварительным оценкам, в 2011 г. межбюджетные трансферты, переданные Вологодской области, составят 8,5 млрд. руб., что в два раза превышает сумму, утвержденную Законодательным Собранием области при принятии бюджета на 2011 год (в том числе субсидии на софинансирование региональных расходов увеличены почти в 4 раза).  Все это снижает эффективность межбюджетной политики, обусловливает неритмичность бюджетного процесса в регионах и ухудшает качество бюджетного планирования, заставляя субфедеральные власти неоднократно корректировать законы о региональном бюджете (так, например, закон об областном бюджете Вологодской области на 2011 г. пересмотрен 8 раз, в основном в связи с дополнительным поступлением безвозмездных средств).

В предстоящей трехлетке обеспеченность населения Вологодской области сложится ниже среднего уровня по стране на 12,3 тыс. руб. или на 20% (табл. 13), поэтому регион будет получать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Таблица 13

Обеспеченность населения бюджетными доходами, тыс. руб. на человека

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Вологодская область

41,7

33,1

38,4

39,0

43,0

46,6

49,3

Российская Федерация

  43,7

  41,7

  45,7

   45,5

  53,8

  56,9

  61,6

Разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между областью и РФ:

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

2,0

8,6

7,3

6,5

10,8

10,3

12,3

%

4,6

79,4

84,0

85,7

79,9

81,9

80,0

 

За счет повышения размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, установленного Правительством РФ для Вологодской области, первоначальные параметры поступления межбюджетных трансфертов в 2012 г., утвержденные законом о бюджете на 2011 – 2013 гг., увеличены более чем на 1 млрд. руб. Без учета нераспределенных трансфертов объем безвозмездной финансовой помощи региону в будущем году снизится на 4,1 млрд. руб. или почти в два раза (табл. 14).

 

 

Таблица 14

Безвозмездные поступления в областной бюджет, млн. руб.

Показатели

Фактически

2011 г.

2012 г., прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Проект 2011 – 2013 гг.

Оценка

Измене-

ния

Проект 2011 – 2013 гг.

Проект 2012 – 2014 гг.

Измене-

ния

Безвозмездные поступления, всего

5246,2

12235,4

10211,5

4234,9

9357,1

+5122,2

3428,6

4465,2

+1036,6

Из федерального бюджета

4922,3

11193,8

8641,9

4234,9

8522,2

+4287,3

3428,6

4465,2

+1036,6

в % к предыдущему году

140,1

227,3

77,2

49,0

98,6

+49,6

81,0

52,4

-28,6

- дотация на обеспечение сбалансированности

0

3192,3

681,3

0

89,7

+89,7

0

0

0

- дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности

0

0

0

737,9

737,9

0

359,1

1332,5

+973,4

- субсидии

2173,2

3462,3

2233,6

619,5

2200

+1580,5

394,4

359,5

-34,9

- субвенции

1931,6

3976,3

5346,8

2666,1

3866,5

+1200,4

2666,5

2764,5

+98,0

От госкорпораций

321,3

1041,6

1319,6

0

364,7

+364,7

0

0

0

 

В целом межбюджетные отношения с федеральным центром будут иметь напряженный характер в силу снижения доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП) и его дефицитности, главным образом за счет несбалансированности пенсионной системы (табл. 15). Объем средств, направляемых на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ в 2012 – 2014 гг., превысит объем финансовой помощи регионам.

Таблица 15

Основные характеристики федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доходы, всего

9275,9

7337,8

8305,4

11068,6

11779,9

12705,9

14091,8

В % к ВВП

22,4

18,8

18,5

20,7

20,1

19,6

19,4

Нефтегазовые доходы

4389,4

2984,0

3830,7

5462,0

5574,9

5645,8

6127,2

Доля в общем объеме доходов, %

47,3

40,7

46,1

49,3

47,3

44,4

43,5

Расходы, всего

7570,9

9660,1

10117,5

11098,5

12656,4

13730,6

14582,9

В % к ВВП

18,3

24,7

22,5

20,8

21,6

21,2

20,1

Межбюджетные трансферты субъектам РФ

1131,4

1486,1

1398,4

1426,3

1272,8

1087,5

1019,7

В том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

330,0

375,5

398,4

397,0

397,0

397,0

397,0

Трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда

197,1

399,3

1316,3

875,4

1075,1

1192,7

1300,6

Дефицит федерального бюджета

+1705

-2322,3

-1812,0

-29,9

-876,6

-1024,7

-491,1

Государственный долг РФ

2692

3233,1

4158,3

6844,7

7719,9

9530,5

11153,8

Источник: данные Министерства финансов РФ, Казначейства России.

 

В Бюджетном послании Президента РФ поставлена задача эффективной децентрализации полномочий публично-правовых образований. Однако решение этой задачи осуществляется в обратном направлении. Доля доходов консолидированных бюджетов регионов в общих доходах бюджетной системы страны сократится с 40% в 2008 г. до 30% в 2012 г. При этом на субфедеральный и муниципальный уровень с каждым годом передается все больше полномочий. Законодательством РФ в 2012 г. предполагается передача доходов от акцизов на алкогольную продукцию и госпошлины за регистрацию транспортных средств из бюджетов субъектов в федеральный бюджет на сумму 90 млрд. руб. Одновременно предусматривается сокращение межбюджетных трансфертов на 153,5 млрд. руб. и увеличение расходных полномочий на сумму около 70 млрд. руб. (для Вологодской области – 610 млн. руб.), связанное с передачей на региональный уровень финансового обеспечения учреждений среднего профессионального образования, ряда мероприятий по социальной поддержке детей-сирот и реабилитированных лиц, а также полномочий в области содействия занятости. В результате разбалансированность субфедеральных бюджетов в 2012 г. составит 167 млрд. руб.

На сегодня остается нереализованным указание Президента РФ о проведении инвентаризации федеральных льгот по региональным и местным налогам. Между тем в результате их действия консолидированные бюджеты субъектов теряют более трети доходов от поступлений территориальных налогов, а бюджет Вологодской области – две трети (табл. 16).

Таблица 16

Федеральные льготы по региональным и местным налогам

Показатели

Российская Федерация

Вологодская область

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Объем федеральных льгот, млрд. руб.

153,4

181,9

201,7

1,5

3,0

3,6

В % к объему поступлений региональных и местных налогов

31,1

31,9

32,1

40,6

66,7

73,6

Источник: данные ФНС РФ, Казначейства России.

 

 

3. Расходы областного бюджета

 

Одной из главных особенностей законопроекта является сокращение расходов областного бюджета, обусловленное не только снижением объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, иных безвозмездных поступлений (не планируются поступления из Фонда содействия реформе ЖКХ), но и необходимостью направления части собственных доходов на обеспечение возврата заемных средств, привлеченных для покрытия дефицита областного бюджета в предыдущие годы.

Самой масштабной статьей расходов в плановом периоде останется социальная политика – на ее финансирование будет направляться ежегодно четверть бюджета. На втором месте здравоохранение и образование – 20% общей суммы расходов; на третьем – национальная экономика – 16% бюджетных ассигнований.

Всего на финансирование социальной сферы ежегодно будет использоваться до 70% бюджетных затрат (табл. 17). Следовательно, новый бюджет в полной мере сохраняет статус социально ориентированного бюджета.

Таблица 17

Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам

классификации расходов бюджетов*

Разделы бюджетной

классификации

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ВСЕГО

39086,5

37743,3

43106,3

46853

39008

36187

38511

Общегосударственные вопросы

1912,3

1828,3

1709,3

2075,9

1723,4

1305,5

1337,8

Уд. вес в расходах, %

4,9

4,8

4,0

4,4

4,4

3,6

3,5

Национальная безопасность и

правоохранительная деятельность

2453,2

2198,4

2334,1

2457,4

560,8

325,0

357,8

Уд. вес в расходах, %

6,3

5,8

5,4

5,2

1,4

0,9

0,9

Национальная экономика

7232,7

6251,7

6150,6

7029,9

6441,8

5762,8

6254

Уд. вес в расходах, %

18,5

16,5

14,3

15,0

16,5

15,9

16,2

ЖКХ

178,0

686,0

658,5

2391,6

632,7

586,7

359,4

Уд. вес в расходах, %

0,5

1,8

1,5

5,1

1,6

1,6

0,9

Охрана окружающей среды

165,1

139,3

124,0

242,5

166,9

150,9

203,3

Уд. вес в расходах, %

0,4

0,4

0,3

0,5

0,4

0,4

0,5

Социальная сфера

9976,2

10477,1

11134,1

27042,8

27075

25007,3

26126,6

Уд. вес в расходах, %

25,5

27,8

25,8

57,7

69,4

69,1

67,8

 образование

2363,9

2160,3

2438,7

6927,7

7589,1

7135,5

7680,5

Уд. вес в расходах, %

6,0

5,7

5,7

14,9

19,5

19,7

19,9

 культура

951,8

550,8

694,3

864,9

853,8

575,6

753,3

Уд. вес в расходах, %

2,4

1,5

1,6

1,8

2,2

1,6

2,0

 здравоохранение

2198,8

2322,2

2411,1

6952,5

7831,9

7528,5

7773,1

Уд. вес в расходах, %

5,6

6,2

5,6

14,8

20,1

20,8

20,2

 социальная политика

4101,2

5109,2

5163,1

10539,6

9923,7

9358,1

9441,8

Уд. вес в расходах, %

10,5

13,5

12,0

22,5

25,4

25,9

24,5

*С 2011 г. межбюджетные трансферты включаются в состав функциональных разделов бюджетной  классификации, поэтому данные за 2088-2010 гг. приведены без их учета.

 

Расходная часть областного бюджета по сравнению с утвержденным в 2010 г. бюджетом на 2011 – 2013 гг. претерпела серьезные изменения. По итогам 2011 г. исполнение расходов почти на 11 млрд. руб. превысит первоначально утвержденную сумму (табл. 18).

Таблица 18

Характеристика изменений прогнозов расходов областного бюджета

Разделы бюджетной

классификации

2011 г.

2012 г.

Проект 2011 – 2013 гг.

Оценка

Изменения

Проект 2011 – 2013 гг.

Проект 2012 – 2014 гг.

Изменения

ВСЕГО

36039,6

46853,0

+10813,4

31816,4

39007,7

+7191,3

Общегосударственные вопросы

1597,4

2075,9

+478,5

1328,6

1723,4

+394,8

Национальная безопасность и

правоохранительная деятельность

2364,4

2457,4

+93,0

282,4

560,8

+278,4

Национальная экономика

3921,3

7029,9

+3108,6

3093,8

6441,8

+3193,4

ЖКХ

1081,5

2391,6

+1310,1

1067,4

632,7

-434,7

Охрана окружающей среды

142,0

242,5

+100,5

122,9

166,9

+44,0

Социальная сфера

21950,2

27042,8

+5092,6

20215,4

27075,0

+6859,6

 образование

6332,6

6927,7

+595,1

5668,0

7589,1

+1921,1

 культура

673,0

864,9

+191,9

472,4

853,8

+381,4

 здравоохранение

5286,8

6952,5

+1665,7

5298,8

7831,9

+2533,1

 социальная политика

8978,9

10539,6

+1560,7

8325,2

9923,7

+1598,5

Межбюджетные трансферты

общего характера

4031,0

4792,4

+761,4

3492,7

1441,5

-2051,2

 

На увеличение расходов в течение 2011 г. были направлены дополнительно поступившие собственные доходы в сумме 3,1 млрд. руб. и безвозмездные поступления в сумме 5,1 млрд. руб. Но и этих ресурсов не хватило для того, чтобы профинансировать требуемый объем расходов без возникновения дефицита, который по итогам года превысит запланированный размер на 2,6 млрд. руб.

Новый прогноз на 2012 г. представлен также с ростом расходов областного бюджета на 7,2 млрд. руб. В течение 2011 г. были внесены изменения в бюджетное законодательство и принят ряд решений по увеличению социальной поддержки. Они потребовали серьезного перераспределения средств и увеличения бюджетных расходов порядка 10 млрд. руб., в том числе на:

·индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы в размере 15% и повышение заработной платы работникам учреждений образования – 5,9 млрд. руб.;

·увеличение страховых платежей в территориальный фонд ОМС за неработающее население – 0,2 млрд. руб.;

·создание дорожного фонда – 2,6 млрд. руб.;

·модернизацию системы общего образования – 0,5 млрд. руб.;

·финансирование новых расходных полномочий, переданных с федерального уровня (взамен полиции) – 0,6 млрд. руб.;

·индексацию расходов на социальное обеспечение – 0,7 млрд. руб.

Более подробная характеристика расходов областного бюджета на 2012 г. приведена ниже.

 

3.1. Расходы областного бюджета по разделу

«Общегосударственные вопросы»

 

Новая редакция прогноза на 2012 г. предусматривает снижение бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» на 17%. В соответствии с распоряжением губернатора Вологодской области от 27.09.2011 г. № 2129-р «Об оптимизации расходов» в 2012 г. уменьшено финансирование практически всех основных структур органов государственной власти (табл. 19).

Таблица 19

Расходы на управление по разделу «Общегосударственные вопросы», млн. руб.

Наименование

Фактически

2011 г., оценка

2012 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Проект 2011-2013 гг.

Проект 2012-2014 гг.

изменения

Расходы, всего

1912,3

1828,3

1709,3

2075,9

1328,6

1723,4

+394,8

Органы власти:

887,1

815,7

851,4

1123,6

663,6

840,0

+176,4

В % к предыдущему году

94,6

92,0

104,4

132,0

71,6

74,8

+3,2

Губернатор области

1,9

2,1

2,0

2,7

2,1

2,9

+0,8

Законодательные органы

134,0

140,7

132,7

190,7

153,5

178,3

+24,8

Правительство области

296,0

247,7

248,9

265,8

175,4

248,3

+72,9

Судебная система

178,4

133,9

207,5

344,2

128,0

149,7

+21,7

Департамент финансов и КСП

237,5

248,9

226,5

213,5

174,9

216,3

+41,4

Избирательная комиссия

39,3

42,4

33,8

106,7

29,7

44,5

+14,8

Вместе с тем по сравнению с первой редакцией закона области «Об областном бюджете на 2011 – 2013 гг.» расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» в 2012 г. скорректированы в сторону увеличения почти на 400 млн. руб. или на треть, в том числе на содержание органов власти – на 176,4 млн. руб.

Обращает на себя внимание увеличение на 32% расходов на финансирование законодательных и исполнительных органов власти в 2011 г. При этом рост расходов коснется всех подразделений в рамках указанного раздела, за исключением расходов на содержание финансовых и контрольных органов. В связи с предстоящими выборами в Госдуму самое существенное увеличение произойдет по затратам на обеспечение проведения выборов – в 3,2 раза. Рост расходов по судебной системе в 1,7 раза обусловлен строительством здания областного суда.

 

3.2. Расходы областного бюджета по разделу

«Национальная экономика»

 

На данном этапе формирования областного бюджета оценка его затрат на государственную поддержку отраслей экономики представляется не вполне объективной (прежде всего это касается АПК), поскольку в них не учтены субсидии из федерального бюджета, которые по сложившейся практике бюджетного процесса распределяются отраслевыми министерствами Правительства РФ в новом финансовом году (так, в  2011 г. расходы на экономику увеличены почти в 2 раза по сравнению с первоначально утвержденным объемом, в том числе на АПК в 1,7 раза). По сравнению с первоначальным прогнозом на 2012 г. финансирование мероприятий в области национальной экономики увеличено более чем в два раза, что связано с созданием дорожного фонда Вологодской области (табл. 20).

 

 

Таблица 20

Расходы областного бюджета по разделу «Национальная экономика»

Наименование

Фактически

2011 г., оценка

2012 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Проект 2011-2013 гг.

Проект 2012-

2014 гг.

изменения

Расходы, всего

7232,7

6251,7

6150,6

7029,9

3093,8

6441,8

+3193,4

В % к предыдущему году

155,3

86,4

98,4

114,3

78,9

91,6

 

Уд. вес в расходах бюджета, %

18,5

16,5

14,3

15,0

9,7

16,5

 

Сельское хозяйство

2388,5

1730,1

1945,5

1679,6

767,7

712,9

-54,8

В % к предыдущему году

189,2

72,4

112,5

86,3

77,1

42,4

 

Уд. вес в расходах бюджета, %

6,1

4,6

4,5

3,6

2,4

1,8

 

Лесное хозяйство

471,7

474,7

630,9

779,6

415,0

497,1

+82,1

В % к предыдущему году

160,7

100,6

132,9

123,6

91,1

63,8

 

Уд. вес в расходах бюджета, %

1,2

1,3

1,5

1,7

1,3

1,3

 

Дорожное хозяйство

3302,9

1939,6

1103,3

1474,0

1132,6

3443,4

+2310,8

В % к предыдущему году

134,6

58,6

56,9

133,6

98,6

233,6

 

Уд. вес в расходах бюджета, %

8,5

5,1

2,6

3,1

3,6

8,8

 

 

Дополнительные расходы областного бюджета на формирование дорожного фонда только в 2012 г. составят 2,6 млрд. руб. Поскольку собственные доходы бюджета запланированы с уменьшением к уровню 2011 г., средства на создание дорожного фонда изысканы за счет перераспределения расходов по другим статьям. Функционирование дорожных фондов потребует жесткого контроля, в том числе и общественного, за целевым использованием средств этих фондов, поскольку объемы хищений и коррупции в сфере дорожного хозяйства превышают показатели других отраслей (по оценкам экспертов Национального антикоррупционного комитета, в дорожном строительстве разворовывается порядка 50% бюджетных средств).

 

3.3. Расходы областного бюджета по разделу

«Жилищно-коммунальное хозяйство»

 

В 2012 предусматривается значительное (на 73,5%) снижение бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (табл. 21).

Таблица 21

Расходы областного бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»

Наименование

Фактически

2011 г., оценка

2012 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Проект 2011-2013 гг.

Проект 2012-2014 гг.

изменения

Расходы, всего

178,0

686,0

658,5

2391,6

1067,4

632,7

-434,7

В % к предыдущему году

400,9

385,4

95,9

363,2

98,7

26,5

 

Уд. вес в расходах бюджета, %

0,5

1,8

1,5

5,1

3,4

1,6

 

Жилищное хозяйство

152,9

531,0

585,1

1021,1

229,4

285,4

+56,0

Коммунальное хозяйство

5,8

133,8

48,6

800,8

717,4

197,9

-519,5

 

Региональный бюджет сокращает участие в решении жилищной проблемы. И без того крайне низкий объем финансирования на эти цели уже в 2012 г. уменьшится в два раза, а к концу 2014 г. в связи с окончанием срока действия большинства жилищных программ – в 8,5 раз к уровню 2011 г., составив всего 101 млн. руб. (табл. 22).

Таблица 22

Расходы областного бюджета на обеспечение населения жильем, млн. руб.

Наименование

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ДЦП «Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015 гг.»

30,0

30,0

30,0

30,0

ДЦП «Доступное жилье на 2009-2013 гг.»

419,4

112,4

86,4

0

ДЦП «Социальное развитие села на 2009-2012 гг.»

78,4

40,0

0

0

ДЦП «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на 2011-2013 гг.»

200,0

100,2

160,2

0

Строительство жилого дома для ветеранов в п. Молочное

60,0

50,0

0

0

Обеспечение жильем граждан, уволенным с военной службы

30,0

30,0

30,0

30,2

Обеспечение жильем граждан в соответствии с федеральными законами о ветеранах и инвалидах»

43,2

40,3

40,7

40,7

Итого

861,0

402,9

347,3

100,9

 

3.4. Расходы областного бюджета по разделу «Образование»

 

Финансирование образовательной деятельности в плановом периоде увеличивается на 10% к уровню 2011 г. (табл. 23).

Таблица 23

Расходы областного бюджета по разделу «Образование»*

Наименование подраздела

 2011 г., оценка

млн. руб.

2012 г.

Прогноз

Проект 2011-2013 гг.

Проект 2012-2014 гг.

изменения

2013 г.

2014 г.

Расходы, всего

6927,7

5668

7589,1

+1921,1

7135,6

7680,5

В % к предыдущему году

*

89,5

109,5

+20,0

94,0

107,6

Общее образование

4337,7

3503,8

4385,0

+881,2

4347,8

4675,8

Начальное профессиональное образование

351,2

333,5

283,7

-49,8

220,0

255,3

Среднее профессиональное образование

811,6

611,9

1256,2

+644,3

1024,9

1142,3

Молодежная политика

155,2

134,3

150,2

+15,9

132,3

131,7

* Здесь и далее данные за 2088 – 2010 гг. не приводятся из-за несопоставимости показателей, обусловленной изменениями бюджетной классификации, касающихся включения межбюджетных трансфертов в функциональные разделы.

 

Первоначальный прогноз расходов на образование на 2012 г. увеличен на 1,9 млрд. руб. Передача на уровень области полномочий по финансированию четырех учреждений среднего профессионального образования потребовала выделения дополнительных ассигнований из областного бюджета в размере более 130 млн. руб. Кроме того, рост расходов на отрасль связан с повышением заработной платы педагогическим работникам.

 

3.5. Расходы областного бюджета по разделу «Здравоохранение»

 

Судя по законопроекту, расходные обязательства области в сфере здравоохранения в 2012. увеличатся на 12,6 по отношению к 2011 г. (табл. 24).

Таблица 24

Расходы областного бюджета по разделу «Здравоохранение»

Наименование подраздела

 2011 г., оценка

млн. руб.

2012 г.

Прогноз

Проект 2011-2013 гг.

Проект 2012-2014 гг.

изменения

2013 г.

2014 г.

Расходы, всего

6952,4

5298,8

7831,9

+2533,1

7528,5

7773,1

В % к предыдущему году

 

100,2

112,6

+12,4

96,1

103,3

Стационарная медпомощь

887,6

587,0

762,6

+175,6

584,2

641,5

Амбулаторная помощь

194,7

160,0

146,7

-13,3

127,5

135,4

Скорая помощь

151,5

131,0

87,0

-44,0

75,9

81,7

Другие вопросы, всего

5460,7

4239,2

6497,4

+2258,2

6495,5

6655,3

В том числе ТФ ОМС:

2793,2

2793,2

3243,5

+630,2

5211,9

5439,5

 страховые взносы на ОМС неработающего населения

2793,2

2793,2

2961,1

+167,9

3135,5

3298,5

 трансферты бюджету ТФОМС

0

0

282,4

+282,4

2076,4

2140,9

 

Вместе с тем анализ постатейного распределения выделяемых на данную отрасль ассигнований дает основание заключить, что расходы на оказание всех видов медицинской помощи будут сокращены в связи с направлением бюджетных средств в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, финансирование которого вырастет в два раза и составит две трети бюджетных расходов на здравоохранение. Только в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан областному бюджету дополнительно потребуется 0,2 млрд. руб. Помимо платежей за неработающее население, в ТФ ОМС с 2013 г. направляются ассигнования в виде межбюджетных трансфертов.

 

3.6. Расходы областного бюджета по разделу

«Социальная политика»

 

В целом трехлетний бюджет обеспечивает выполнение всех расходных обязательств области по социальной поддержке различных категорий населения. На данном этапе бюджетного планирования ассигнования на мероприятия в области социальной политики уменьшены по сравнению с 2011 г. (табл. 25), что обусловлено нераспределением ряда федеральных субсидий на социальное обеспечение населения (в течение 2011 г. расходы на социальную политику увеличены на 1,6 млрд. руб.).

Таблица 25

Расходы областного бюджета по разделу «Социальная политика»

Наименование подраздела

 2011 г., оценка

млн. руб.

2012 г.

Прогноз

Проект 2011-2013 гг.

Проект 2012-2014 гг.

изменения

2013 г.

2014 г.

Расходы, всего

10539,6

8325,5

9923,7

+1598,5

9358,1

9441,8

В % к предыдущему году

 

92,7

94,2

+1,5

94,3

100,9

Пенсионное обеспечение

84,8

91,8

91,8

0

91,8

91,8

Социальное обслуживание населения

689,3

539,2

729,9

+190,7

592,2

658,0

Социальное обеспечение населения

8847,5

6981,0

8207,1

+1226,1

7859,5

7895,7

Охрана семьи и детства

587,3

559,8

654,1

+94,3

609,4

610,1

 

 

3.7. Расходы областного бюджета на межбюджетные трансферты

 бюджетам муниципальных образований

 

Аналогично федеральному бюджету, региональный бюджет в плановом периоде сокращает оказание безвозмездной финансовой помощи местным бюджетам. За три года её объем уменьшится с 16,5 млрд. руб. до 11,1 млрд. руб. или в 1,5 раза (табл. 26).

 

 

 

Таблица 26

Расходы областного бюджета на межбюджетные трансферты

Наименование подраздела

 2011 г., оценка

млн. руб.

2012 г.

Прогноз

Проект 2011-2013 гг.

Проект 2012-2014 гг.

изменения

2013 г.

2014 г.

Расходы, всего

16493,6

11911,5

14234,3

+2322,8

10906,6

11138,5

В % к предыдущему году

92,6

86,8

86,3

-0,5

76,6

102,1

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

3986,7

3356,5

1103,4

-2253,1

1172,7

1048,2

- целевые трансферты

12381

8551,7

12886,1

+4334,4

9731,0

10087,3

 

Судя по данным таблицы, снижение затрат областного бюджета на межбюджетные трансферты муниципалитетам будет обусловлено уменьшением прежде всего дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2012 г. их объем сократится в 3,6 раза по сравнению с 2011 г. за счет следующих факторов:

во-первых, полной замены дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ по муниципалитетам, имеющим развитую налогооблагаемую базу, и частичной заменой по муниципалитетам, налогооблагаемая база которых недостаточно стабильна. Объем средств, переданных местным бюджетам по дополнительным нормативам отчислений взамен дотаций, составит в 2012 г. 1,1 млрд. руб.;

во-вторых, передачей полномочий в сфере здравоохранения с муниципального на субфедеральный уровень.

 

3.8. Инвестиционные расходы областного бюджета

 

Впервые региональный бюджет так резко уменьшает выделение ассигнований на капиталовложения. Уже в 2012 г. их объем сократится на 3,1 млрд. руб., то есть более чем в три раза. В конце планового периода удельный вес капитальных затрат в расходной части бюджета не достигнет и 5% (табл. 27).

Таблица 27

Расходы областного бюджета на капитальное строительство

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Капитальные расходы, млн. руб.

3505,6

3036,9

2463,1

4546,9

1445,9

1296,7

1895,1

К предыдущему году, %

149,8

86,6

81,1

184,6

31,8

89,7

146,1

Доля в расходах бюджета, %

9,0

8,0

5,7

9,7

3,7

3,6

4,9

Первоначальный утвержденный объем бюджетных инвестиций в 2012 г. составлял 1,8 млрд. руб. В настоящем законопроекте он уменьшен на 333 млн. руб. или на 20%

К сожалению, представленные к законопроекту материалы не комментируют причины беспрецедентного сокращения бюджетных инвестиций. Остается предположить, что подобная ситуация связана с необходимостью погашения дефицита и исполнения долговых обязательств области.

 

4. Государственный долг Вологодской области

 

Начиная с 2009 г. для Вологодской области характерен предельно высокий уровень долговой нагрузки. В 2012 г. он составит 26,6 млрд. руб. и приблизится к 90% объема собственных доходов регионального бюджета (табл. 28).

Таблица 28

Динамика государственного долга Вологодской области* в 2008 – 2014 гг.

Показатели

Фактически

2011 г., оценка

Прогноз

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Объем долга, млн. руб.

1752,5

10374,7

18498,1

25335

26629,8

20980,1

15169,4

В % к собственным доходам

5,1

54,5

71,6

81,7

88,4

55,0

37,2

* Без муниципального долга.

 

В течение 2011 г. объем долговых обязательств области вырос почти на 4 млрд. руб. по сравнению с объемом, утвержденным в первой редакции закона об областном бюджете на 2011 – 2013 гг. Это вызвало необходимость повышения верхнего предела государственного долга в 2012 г. на 9,4 млрд. руб. или на 54% при формировании нового трехлетнего бюджета (рис. 2).

 

Рис. 2. Изменение объемов государственного долга Вологодской области, млн. руб.

 

Сокращение объема государственного долга планируется достичь в 2013 – 2014 гг. за счет использования части собственных доходов, но по своему абсолютному размеру он все равно многократно превысит уровень 2008 г. 

В период 2009 – 2011 гг. для покрытия дефицита областного бюджета было получено кредитных ресурсов в сумме 22,7 млрд. руб., что составляет треть ежегодного объема собственных доходов бюджета в этот период (табл. 29). Необходимость обслуживания заимствований повлечет рост процентных платежей в 2012 – 2014 гг., которые по своему размеру превысят финансирование многих жизненно важных отраслей экономики региона.

Таблица 29

Кредиты, полученные Вологодской областью, и процентные расходы в 2009–2014 гг.

Показатели

2009 г., факт

2010 г., факт

2011 г., оценка

Прогноз

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Кредиты кредитных организаций

2837,3

3746,7

2039,8

557,3

-2453,9

-3900,0

- получение

2837,3

5074,0

6559,9

1647,3

380,0

800,0

- погашение

0

1327,3

4520,0

1090,0

2833,9

4700,0

Бюджетные кредиты

2819,8

3117,2

780,0

0

-2303,8

-900,0

- получение

3329,3

3126,6

1780,0

2965,2

0

0

- погашение

509,4

9,4

1000,0

2965,2

2303,8

900,0

Расходы на обслуживание долга

161,1

488,8

795,6

939,8

919,8

841,8

В % к расходам бюджета

0,4

1,1

1,7

2,4

2,5

2,2

 

В 2012 г. для погашения долговых обязательств планируется привлечь почти 3 млрд. руб. в качестве кредитов из федерального бюджета. В последующие два года заимствования предполагается получить в сумме 1,2 млрд. руб. исключительно из кредитных учреждений.

При предельном размере государственного долга областной бюджет в 2013 – 2014 гг. объявляется профицитным. Необходимо отметить, что последняя редакция закона «Об областном бюджете на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.» (от 26 сентября 2011 г.) предусматривала профицит бюджета в 2012 г. в размере 2,3 млрд. руб., а в законопроекте об областном бюджете на 2012 – 2014 гг., внесенном в Законодательное Собрание 18.10.2011 г., запланирован дефицит по итогам 2012 г. более 4 млрд. руб. И в 2011 г. первоначально исполнение областного бюджета прогнозировалось с дефицитом в сумме 4 млрд. руб. Однако уже в январе 2011 г. эта сумма была пересмотрена в сторону увеличения, а в целом по итогам года бюджетный дефицит оценивается в 6,6 млрд. руб., то есть в 1,7 раза больше первоначально утвержденного объема.

Заметим, что ни в одном регионе Северо-Запада РФ, кроме Вологодской области, сформированный на 2012 – 2014 гг. бюджет не является профицитно ориентированным (в Новгородской области в 2014 г. сведен полностью сбалансированный бюджет). Даже в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, которые отличаются низкой долговой нагрузкой, в региональных бюджетах заложен дефицит (табл. 30).

Таблица 30

Прогноз дефицита бюджета и государственного долга субъектов СЗФО,

% к собственным доходам региональных бюджетов

Субъект

Дефицит бюджета

Государственный долг

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Ленинградская область

10,1

6,1

3,9

2,7

18,3

13,8

10,7

9,7

г. Санкт-Петербург

16,5

8,8

0,05

0,02

11,9

19,3

16,9

15,2

Вологодская область

21,3

14,7

0

0

81,7

88,4

55,0

37,2

Республика Коми

21,3

10,3

11,0

13,9

30,0

27,6

42,2

48,3

Мурманская область

14,6

16,2

21,5

16,2

20,5

32,0

42,1

54,2

Новгородская область

19,2

7,5

5,3

0

73,5

64,2

63,5

56,6

Республика Карелия

19,2

15,0

7,6

5,6

60,9

61,8

61,6

61,4

Архангельская область

27,2

26,6

15,1

15,0

68,5

79,5

86,5

94,8

Источники: законопроекты о региональных бюджетах на 2012 – 2014 гг., размещенные на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов СЗФО РФ.

 

Неадекватная оценка Правительством Вологодской области основных параметров бюджета приводит к тому, что бюджетное планирование второй год осуществляется в расчете на профицитный бюджет при фактическом дефицитном бюджете. Помимо негативного влияния на исполнение бюджета, такая политика может служить дополнительным аргументом для оправдания снижения финансовой помощи из федерального бюджета.

 


[1]Анализ выполнен на основе пояснительной записки и других материалов, представленных к законопроекту. Учитывая нестабильность бюджетной политики и явно консервативный характер бюджетных проектировок расходов в 2013 – 2014 гг., основной акцент делается на характеристике регионального бюджета в 2012 г.

 

[2] См. статьи коллектива авторов ИСЭРТ РАН, опубликованные в 2011 г. в журнале «Экономические и социальные перемены»: «Влияние интересов собственников металлургических корпораций на национальное и региональное развитие» - № 3 (15) и «Влияние интересов собственников металлургической корпорации на финансовые результаты головного предприятия (на примере ОАО «Северсталь»)» - №  5 (17).